Bavaria Cup 2007

16.10.2007

Первый экипаж прибыл в Biograd, где у пирса марины Корнати уже ждут 18 яхт типа Bavaria 42 Match с развевающимися на них российскими, украинскими и эстонским флагами, а также гигантскими (2×3м) синими флагами с надписью «Bavaria Yachts»

17.10.2007 — 19.10.2007

Прибывающие экипажи принимают свои лодки, выходят на тренировку. Погода портится, вечером 18-го октября пошел сильный дождь, в горах выпал снег. Наутро 19-го вышедшим на тренировку яхтам открылась уникальная картина с моря — на фоне яхт и при температуре воздуха около 18 градусов вдали виднелись покрытые снегом горы...

20.10.2007

18.30.

Состоялось собрание шкиперов регаты. Сильный северо-восточный ветер (35 — 40 узлов), наблюдавшийся в течение 19 — 20 октября, внес изменения в маршрут регаты. При этом ветре, стоянка в Vodice признана проблематичной. Принято решение назначить на 11.00 21 октября старт гонки № 1 по следующему маршруту: Biograd — лавировка на веху недалеко от восточной оконечности острова Babac, далее на остров Prcevac и финишем на северной оконечности острова Kamenica. После финиша яхтам предписано перейти по шхерам мимо города Sibenik в марину Skradin

19.00.

В каминном зале ресторана яхт-клуба Biograd начался товарищеский ужин, посвященный началу регаты Bavaria Cup 2007. После короткого вступительного слова организаторов шкиперы экипажей представили свои команды. На регату приехали яхтсмены из разных городов России, Украины, Эстонии, Германии. Для участников регаты играла фольклерная группа — мандолина, аккордион и гитара, а потом особенно стойких яхтсменов развлекал местный ВИА. Вечер удался.

21.10.2007

9.00

На собрании капитанов внесены последние уточнения по дистанции, стартовой и финишной процедуре. На 10.00 назначен отход яхт из марины. Ветер усиливается...

10.00

Ветер от 30 до 35 узлов. Хорватский судья (регата зарегистрирована в календаре федерации парусного спорта Хорватии) отложил гонку. По правилам ферерации соревнования не могут проводиться при силе ветра более 25 узлов. После уточнения прогноза погоды принято решение отменить гонку 21 октября, перейти в свободном режиме до Скрадина, где переждать непогоду.

11.30

Яхты по одной при штормовом навальном ветре лоцман с помощью катера с надувными бортами выводит из марины. Скорость яхт под маленьким стакселем достигает 9 узлов. Флот, контролируемый судейским 42-футовым катером и 4-мя 51- и 54-футовыми круизерами направляется к устью реки Крка (г.Шибеник).

16.00

Первая яхта ошвартовалась в Скрадине. Ветер начинает стихать до 5 баллов. На следующий день назначена экскурсия на водопады Skradin Buk, а на 13.00 — собрание капитанов, где будет принято решение о возможной короткой гонке на озере Prokljansko Jezero. Народ разошелся на товарищеские ужины.

22.10.2007

05.00

Северо-восточный ветер резко усилился, в порывах до 50 узлов (и это у пирса в Скрадине, закрытом горами). Стало ясно, что гонки сегодня не будет.

10.00

Первый теплоход от Скрадин к входу в национальный парк Krka отошел от пристани Скрадина вместе с первой группой желающих посмотреть на красоты великолепных водопадов. На 18.00 назначено собрание капитанов. Прогноз погоды говорит об ослаблении ветра на 23 октября до 3-4 баллов. Надеемся, что все будет хорошо, до этого прогноз не подводил, исполнялся с точностью до 3 часов.

18.00

Состоялось собрание капитанов. Объявлена гонка по маршруту о Mazirina (западная оконечность) — веха Plicine Sestre — о.Mulo — вход в бухту марины Kremik. Ветер продолжает подсвистывать, но очевидна тенденция к ослаблению.

23.10.2007

8.30

Собрание капитанов, где уточнены отдельные моменты будущей гонки. 9.00

Яхты выходят из Скрадина в направлении Шибеника и далее — к о.Мазерина. 12.00

Дан старт гонки № 1. Дует довольно сильный NE с усилениями до 25 узлов, часть флота поставили большую геную, но как показала практика, при этом необходимо было брать первый риф, либо серьезно открывать заднюю шкаторину грота на ее верхней половине. После активной лавировки, которую половина флота провела по левой части дистанции, а половина — по правой (которая и выиграла в конце концов), яхты подняли спинакеры (галфвинд — полный бейдевинд) и практически ровно дошли до острова Mulo, после которого также была необходима небольшая лавировка. В итоге первым на финиш пришел Les Sables, вторым — Southampton, третьим — San Diego.

После гонки было проведено совещание оргкомитета, где принято решение осуществить гонку до г.Vodice, разработан маршрут гонки, определены места стоянки на выбор шкиперов — марина и городской пирс Vodice, а также небольшая марина на о.Zlarin. На утро 24 октября прогноз обещает ветер NE силой до 15 узлов.

24.10.2007

2-ая гонка. 22 мили.

Наконец-то: прогноз по ветру NE до 15 узлов, дистанция с хорошей лавировкой. Все активны, натренированы и готовы к бою. Это как первый старт после practice race: разобрались с ролями, лодкой и т. д. Однако, парусный спорт — это парусный спорт: здесь капитан, команда, яхта... все важно, Но, самый главный актер — погода, а точнее ветер. Именно он и приподносил сюрпризы: ожидаемые, но все равно непредсказуемые.

Старт в очень слабый ветер. Бесконечное высматривание струек, рассматривание облаков, берегов. Как этот часто бывает в таких гонках — основной розыгрыш произошел «через штиль» и дальше все выстроились в длинную езду, где изменить ситуацию оказалось намного сложнее. Флот разделился на несколько групп и уверено двинулся по дистанции. Казалось, все «разобрались» уже к огибанию острова Maslinovik, но расслабиться не получилось. Главная задача выйти за мыс о.Maslinovik, где очевидно преобладает основной ветер. После серии «шараханий», посвященных поиску ветра, первыми за мысом оказываются яхты Southampton и Cape Cod, последняя затянула галс на север и в итоге попала в штилевую полосу. Яхта Southampton вырвалась вперед, встала на генеральный курс на о.Kakan, успешно пройдя его полным бейдевиндом, и в дальнейшем своего лидерства не упустила, оторвавшись от соперников более чем на милю.

На последнем этапе в 7 миль опять ветер силой до нуля, и флот активизировался в надежде изменить ситуацию. Кто-то искал свое счастье в нетривиальных «угловых» решениях, кто-то наступал на пятки конкурентам. До конца контрольного времени (18-00) оставалось больше 2.5 часов, однако, «зеркало» воды впереди заставило поволноваться судейскую коллегию, которая даже предложила по рации принять сокращенный финиш (заранее обговоренная точка сокращения дистанции уже была пройдена к этому моменту). Яхтсмены — очень азартные люди, а парусный спорт — это всегда немного лотерея. Поэтому общее мнение совпало с тем, которое и было правильным по букве парусных соревнований: идем в соответствии с гоночной инструкцией к следующей контрольной точке о.Logorun. А «спасать гонку» (т.е. дать финишировать) должен был тот, кто ведает ветром.

К 17-00 был принят финиш первой яхты — Southampton. Далее дружно и в почти матчевой борьбе финишировали московские Auckland и Las Palmas. С небольшим отрывом за ними — лидер первой гонки Les Sables из Одессы. К сожалению, флот растянулся довольно сильно и в контрольное время уложилось только 7 яхт из 18 — Southampton, Auckland, Las Palmas, Les Sables, Cape Cod, Solent и Saint Tropez. У остальных в протоколе появилась запись DNF.

Учитывая отмену первой гонки, назначенной на 21 октября, и, следовательно, отсутствия возможности не учитывать худший приход, стала очевидна необходимость проведения двух гонок в один день. Что и было успешно реализовано уже на следующий день, благо прогноз этому способствовал. Была обещана смена северо-восточного ветра на юго-восточный с его усилением в течение двух суток до 35 узлов. Предполагалась смена ветра около 12 часов дня.

На оперативном совещании оргкомитета был разработан следующий маршрут двух последующих гонок: Гонка № 3: старт около восточной оконечности о.Logorun, лавировка на первую марку — буй около марины Vodice, далее огибание о.Tijat и полный курс на финиш около о.Prisnjak. Дальность по генеральному курсу — 15.9 м.м.

Гонка № 4: старт полным курсом на месте финиша предыдущей гонки, огибание островов Babuljas, Gnalic и Kozina, за последним будет приниматься финиш. Дальность — 8.7 м.м.

Всю информацию оргкомитет довел до сведения капитанов по радио, так как флот разделился — половина пошла в Zlarin, половина — в Vodice, поэтому повторялось сообщение о гонках несколько раз, все его услышали и практически все экипажи вышли на старт полностью подготовленными.

25.10.2007

10.00

Около старта собрался практически весь флот, ждем только Saint Martin, который, к сожалению, накануне в темноте намотал муринг на гребной винт, поэтому вызов водолаза потребовал времени.

11.00

Старт гонки № 3. Стартовали дружно, однако близость берега оказала свое влияние, и кому-то повезло больше. Смена ветра произошла практически в течение десяти минут после огибания первого знака. Пришел устойчивый юго-восточный ветер, почти сразу стало значительно теплее, в первый раз за регату экипажи повылезали из теплой одежды — стало очень жарко. Поставили спинакеры на фордевинд. Некоторые искали счастья под берегом, но в основном выиграли те, кто пошел мористее. На финише три яхты сцепились и пошли лувинговать друг друга, что закончилось серией протестов, которые остались без удовлетворения.

14.20

Дан старт гонки № 4. Старт под спинакерами, которые, большинство поставило сразу после старта. На полном курсе опять выиграли (но немного) яхты в море. На огибании о.Gnalic со сменой спинакера на геную некоторые смогли вырваться вперед, и, соответственно, кое-кто проиграл. Другие знаки проходили при устойчивом ветре под основными парусами, поэтому их огибание не внесло существенных корректив в финишный протокол. После финиша четвертой гонки все ошвартовались в марине Kornati — родной марине флота. В целом день прошел хорошо — ветер был не более 18 узлов, светило солнце, гонки прошли динамично. Очевидно, что был получен положительный опыт проведения двух гонок в один день, что также и сняло некоторую напряженность в настроении экипажей яхт, не уложившихся в контрольное время накануне.

Было принято решение дать старт последней, пятой гонки длиной 14.2 м.м. на следующий день по маршруту: старт на юго-западной оконечности острова Sv.Katarina, огибание о.V.Artica и о.и о.Gnalic (оба правым бортом), о.Babuljas (левым бортом) и финиш на месте старта. Ветер обещан достаточно сильный — до 35 узлов, особенно в районе первой марки.

26.10.2007

10.30

Первый старт проведен неудачно, большинство флота оказалось на фальстарте, и был дан общий отзыв. Многие не учли сильного, более одного узла, течения, и всех буквально «вынесло» за пределы стартовой линии на дистанцию. На втором старте произошел досадный инцидент, ставший одной из причин проигрыша яхты Southampton в этой гонке, и, в целом, потере ею первого места в итоговом протоколе. Яхта New York с экипажем из Севастополя во главе с Александром Николаевым, несмотря на многочисленные предупреждения об отсутствии места между Southampton и судейским судном, стоявшим на ветру, тем не менее обогнула стартовое судно со стороны дистанции и направилась в закрываемую «дырку». В результате — удар бортом яхты New York, поваливший рулевого Southampton на пол кокпита. Удар мог привести и к катастрофическим последствиям, если бы не действия яxты Southampton, которая успела немного увалиться до удара, дав место для прохода New York между ними и судейским судном. Лавировка на первый знак позволила Southampton максимально приблизиться к лидеру гонки — Les Sables, но потерянные на старте полторы минуты оказались фатальными, а на сильном ветре (до 25 узлов) стало невозможно наверстать упущенное на полном курсе. Дело в том, что у яхты Southampton к последней гонке остался только один соперник — яхта Les Sables, остальные яхты не могли вмешаться в розыгрыш первого и второго места. По сути, кто из этих двоих выигрывал последнюю гонку, тот и становился обладателем главного приза. Была и другая возможность — в случае прихода Les Sables четвертой и ниже, Southampton занимал первое место, даже если бы не стартовал вовсе. Такие удивительные возможности возникают зачастую при правиле выброса худшего результата по результатам соревнований. Чрезвычайно опасный инцидент, грозящий не только разрушением матчасти, но и возможностью нанесения вреда здоровью яхтсменов на обеих яхтах, инцидент, который в принципе не должен случаться на соревнованиях таких значительных по размерам яхт, как Bavaria 42 Match, оставил очень неприятный осадок у большинства участников регаты.

К 14.00 все яхты вернулись в марину и началась суета с подготовкой яхт к сдаче. На 7 часов вечера была назначена официальная церемония награждения в каминном зале ресторана яхт-клуба Биограда.

19.00

Все участники регаты — яхтсмены, судейская коллегия, сотрудники компании Adriatic Challenge, марины Kornati, яхт-клуба Биограда собрались в ресторане, были поданы различные напитки, закуски. К этому времени страсти улеглись, экипажи сдали свои яхты, заняли места за столами. После того как все утолили голод началась процедура награждения. Главный судья соревнований В. Б. Прибылов, вызывал по очереди экипажи яхт в соответствии с занятыми местами, а руководитель оргкомитета, генеральный директор компании Бавария Яхтс А. Н. Маркаров награждал каждого члена экипажа памятными медалями. Специальными призами были награждены экипажи яхт, занявших первые места в отдельных этапах — Les Sables, Southampton и Cowes. Медали регаты получили и члены судейской коллегии, а также члены оргкомитета. Наконец наступила процедура награждения победителей соревнований. Экипаж яхты San Diego (Киев, Украина) во главе с Дмитрием Яровым был награжден малым кубком и бронзовыми медалями, экипаж яхты Southampton (Москва-Петербург, Россия, шкипер — Александр Маркаров) получил средний кубок и серебряные медали, большим кубком и золотыми медалями был награжден экипаж из Одессы, Украина яхты Les Sables во главе со шкипером Валентином Клементьевым. После официальной части начал играть приглашенный оркестр, который по настоящему «зажег» большинство присутствующих, некоторые вернулись на свои яхты далеко за полночь. Вообще ночь была весьма суетной, большинство регаты разъезжалось ночью и рано утром, например автобусы в Загреб на рейс Аэрофлота до Москвы выехали от марины в 5 утра. Последние покинули гостеприимный Биоград не позднее полудня 27 октября.

В целом регата состоялась на высоком уровне. Если не принимать во внимание инцидент на старте последней гонки, все участники проявили высокое мастерство, уважение друг к другу, организованность. Оргкомитет сумел обеспечить быструю замену порванных парусов на отремонтированные (за регату было повреждено 8 спинакеров, причем 5 — весьма значительно), матчасть не подвела, мелкие поломки оперативно устранялись механиком, сопровождавшим регату. Усилиями корреспондентов журналов Капитан-клуб, Россия (Александр Самойлов) и Фарватер, Украина (Богдан Парфенюк), а также участниками регаты (В.Орлов, В. Шнуренко, А. Маркаров и экипаж яхты Saint Tropez) был создан альбом, состоящий из 800 фотографий, который был передан каждому участвующему экипажу на память. Была объявлено о начале подготовки к регате Bavaria Cup 2008, которая состоится в конце октября 2008 года в Биограде, многие экипажи уже подтвердили свое участие в будущем соревновании.

Фотографы: А. Самойлов, А. Маркаров, Б. Парфенюк, В. Орлов, В. Шнуренко